Единый государственный экзамен по биологии
выпускники сдают по выбору, его результаты нужны тем школьникам, которые
планируют продолжить свое обучение, например, в медицинском вузе или
сельхозакадемии. О ЕГЭ по этому предмету в интервью РИА Новости
рассказала ведущий научный сотрудник Федерального института
педагогических измерений, руководитель федеральной комиссии
разработчиков контрольно-измерительных материалов по биологии Галина
Калинова.
- Галина Серафимовна, кто выбирает ЕГЭ по биологии и велико ли число таких выпускников?
- ЕГЭ по биологии относится к числу экзаменов,
востребованных абитуриентами вузов, где биология считается обязательным
предметом. Это, прежде всего, медицинские вузы, ветеринарная и
сельскохозяйственная академия, психологические и биологические
факультеты педвузов, университетов.
На протяжении последних лет по числу участников ЕГЭ
биология занимает пятое место: после двух обязательных предметов
(русский язык и математика), обществознания и физики. Биологию в среднем
сдают 17% выпускников от общего числа участников.
В 2011 году ЕГЭ по биологии сдавали приблизительно 150
тысяч человек из 83 регионов РФ. Больше всего школьников, которые
выбрали этот предмет, было отмечено в Дагестане, Москве, Башкортостане,
Краснодарском крае, Ростовской и Московской областях, Чеченской
республике.
Можно констатировать, что переход от традиционных
школьных выпускных экзаменов к тестовой форме не привел к уменьшению
числа экзаменуемых по биологии. Более того, результаты анкетирования,
которое проводилось анонимно после экзамена, показали, что такая форма
выпускникам нравится, она позволяет распределить время для грамотного
изложения ответа и исключает отрицательное давление экзаменатора.
- Задания с выбором ответа критикуются многими,
считаются легкими из-за возможности угадывания верного ответа, их даже
называют "угадайкой". Справедливо ли это мнение?
- Считаю это несправедливым для всех предметов и в
первую очередь для биологии. Во-первых, в заданиях с выбором верного
ответа неправильные ответы, их называют дистракторами, правдоподобны по
содержанию и форме, поэтому требуют внимательного ознакомления, анализа и
соотнесения их с верным ответом. Вместе с тем анализ выполнения заданий
части 1 показывает, что они достаточно трудны для выпускников.
Результаты их выполнения колеблются от 35% до 70%.
Во-вторых, экзаменационная работа, наряду с заданиями с
выбором одного верного ответа (часть А), включает задания с кратким
ответом (часть В): с выбором нескольких верных ответов (обычно трёх из
шести), на установление соответствия и определение последовательности
биологических объектов, процессов, явлений. В содержании этих заданий
ответ в готовом виде не сформулирован (за исключением заданий с
множественным выбором). Его надо составить в ходе выполнения задания и
записать строго в соответствии с инструкцией, которая предлагается в
самом тексте экзаменационной работы.
Особого внимания заслуживают задания со свободным
развернутым ответом, которые позволяют выявить выпускников, имеющих
прочные и глубокие знания, умеющих самостоятельно сформулировать ответ,
применять знания в новых не стандартных ситуациях, строить ответ в
определенной логике, содержать необходимые выводы, обобщения, решения.
Выполняя именно такие задания, выпускники могут продемонстрировать свои
способности к творческой деятельности.
- На какие особенности экзаменационные работы по биологии следует обратить внимание при подготовке к ЕГЭ?
- Прежде всего, надо иметь в виду, что в работе
предлагаются задания, проверяющие усвоение материала школьных учебников,
ведь содержание КИМов по биологии не выходит за рамки школьной
программы.
Другая важная особенность экзаменационной работы -
включение в нее заданий, контролирующих овладение большим объемом
материала за весь курс - с 6 по 11 класс. Преобладают в работе задания
по общей биологии, их примерно 70%. Задания по разделу "Человек"
составляют примерно 15% и столько же заданий (15%) по другим разделам:
"Растения", "Животные", "Бактерии. Грибы. Лишайники". Чтобы повторить
такой большой объем учебного материала, надо заранее определить
приоритеты, расположить их по степени важности и серьезно готовиться к
экзамену.
- Биология - предмет естественнонаучного цикла
гуманитарной направленности. Как в экзаменационной работе реализуется
гуманитарная составляющая?
- При разработке КИМов мы прежде всего учитываем вклад
курса биологии в решение задач овладения гигиеническими нормами и
правилами здорового образа жизни, экологической и генетической
грамотности, понимания учащимися последствий глобальных изменений в
биосфере, осознания ими генной и хромосомной природы наследственных
заболеваний, причин, вызывающих такие заболевания, как СПИД, гепатит,
туберкулез и др.
Этот материал контролируется в каждой части работы.
Кроме того, в содержании работы выделены специальные линии, проверяющие
знания и умения о человеке и его здоровье, генной и клеточной инженерии,
биотехнологии, о практическом использовании знаний о бактериях, грибах,
растениях и животных в жизни и деятельности человека. Особая роль в
реализации гуманитарной составляющей биологического образования
отводится заданиям третьей части работы, включающей задания со свободным
ответом. Они проверяют умения выявлять сущность явлений живой природы,
обосновывать гигиенические приемы и правила, решать биологические
задачи, работать с текстом и рисунками, находить ошибочную информацию и
исправлять ее, применять на практике знания о молекулярной биологии,
цитологии, эволюции и экологических закономерностях.
- Как оценивается экзаменационная работа по биологии? На что следует обратить внимание при ее выполнении?
- К особенностям экзаменационной работы следует
отнести использование в ней заданий разного типа и уровня сложности:
базового (26), повышенного (19) и высокого (5). Это позволяет
дифференцированно оценить учебные достижения каждого экзаменуемого.
При оценивании работы, прежде всего, учитывается
степень трудности задания. Задание первой части оцениваются 1 баллом,
второй - от 0 до 2-х, третьей - от 0 до 3-х. За 36 заданий I части
работы (А) - с выбором одного верного ответа - при их верном выполнении
можно получить 36 баллов, за выполнение 8 заданий второй части (В) - 16
баллов и наибольшее число баллов за 6 заданий третьей части работы (С) -
17 баллов.
Ответы на задания первой и второй части проверяются с
помощью компьютера, а третьей - специальной экспертной комиссией. К
каждому заданию с развернутым ответом разрабатывается инструкция с
эталоном ответа. Она помогает эксперту соотнести ответ ученика с
эталоном и максимально объективно его оценить. При этом учитывается
правильность ответов (наличие или отсутствие биологических ошибок), их
полнота. При выполнении заданий со свободным ответом следует учитывать
указания: "Объясните полученные результаты" или "Ответ поясните".
Отсутствие пояснений в ответе снижает его качество и соответственно
понижает баллы.
- Расскажите поподробнее об эталонах развернутых ответов?
- В эталоне ответа могут быть такие требования:
"Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла" и
"Правильный ответ должен содержать следующие позиции".
В первом случае эталоны ответов являются примерными, экзаменуемые
могут сформулировать свой ответ иными словами. Во втором случае
приведенные требования к ответу не допускают иной интерпретации, в
ответах на такие задания должны обязательно присутствовать все позиции,
указанные в эталоне ответа. Такие требования в основном предъявляются к
задачам по цитологии и генетике (задания С5 и С6), не допускающие иные
формулировки ответа.
- Спасибо, Галина Серафимовна. В заключение подскажите, к каким
интернет-ресурсам есть смысл обращаться при подготовке к экзамену?
- Ресурсы интернета можно и нужно использовать, однако они не
помогут, если выпускник не овладел всем объемом школьного курса
биологии. Безусловно, нужно быть знакомым и с моделью экзамена, и с
особенностями его проведения. В этом помогут официальный портал единого
государственного экзамена и сайт ФИПИ, там можно найти самую достоверную
информацию. |