Ему слово:
"Недавно познакомился с одним молодым человеком, который оказался водителем БелАЗа, работающим сейчас на действующем угольном разрезе.
Так как меня интересует тема, связанная с работой угольщиков в нашем регионе, у нас завязался разговор, который больше напоминал интервью: я задавал вопросы, он отвечал. Только после нашей беседы я понял, что некоторые его реплики могут заинтересовать и читателей КузПресса.
Попробую наиболее подробно воспроизвести наш диалог по памяти.
- Сейчас работаю в компании, имеющей 4 разреза.
Далее он перечислил их наименования, но я не запоминал, т.к. тогда не думал, что позже придёт в голову написать эту статью.
- В плане еще один. Нагнали много дорогостоящей немецкой и японской техники: бульдозеров, экскаваторов, самосвалов. Кстати, сегодняшние БелАЗы не то, что были раньше: нашпигованы электроникой, кондиционер, видеорегистратор и работают надёжней импортных машин.
- А какой у тебя график работы?
- По 12 часов, с утра, в ночь, «отсыпной», выходной.
- «Железнодорожный»?
- Да. Но смотри. Встаю, если с утра, в 4.40, автобус отходит в 5.40, добираемся на нём почти 2 часа. Короткий медосмотр и на «вахтовке» к самому разрезу. Там в «пересменку» за полчаса беглый осмотр машины, если есть замечания, обращаешься к механику и в рейс. И почти 12 часов с 30-минутным перерывом на обед.
- Так доставка к месту работы не входит в смену?
- Нет.
- Та-а-а-к, 2 часа туда, 2 назад… Более 16 часов рабочий день получается. Но хоть, платят-то не обижают, если не секрет?
- За прошлый месяц получил 55.000 руб. А так раньше 70.000 выходило. Если хорошо разрез сработал, то могло быть до 80-ти. А если удаться прихватить лишнюю «сменку», то и 90. К нам из других разрезов приходят водители, просятся к нам, потому что там им платят меньше.
- За такую работу надо платить не меньше 100 тыс. Хотя где у нас много платят?
- Но сейчас нас предупредили, что заработки упадут, хотя работаем в том же темпе, а ИТРовцам за 5-ти «дневку» оплачивают только 4 дня.
Склады забиты. По другим разрезам 3500 горняков сидят без работы. Украинцы не пропускают на запад составы с углём. Торгуются насчёт газа.
- А я слышал, что это Европа вообще отказывается от угля, развивают «чистую» энергетику. И в своё время угольщики не подсуетились и только сейчас начинают наращивать связи и поставки в Южную Азию.
- От угля долго не откажутся. Газ не даёт такого жара, как кокс. А металл везде и всегда нужен.
- «Активисты» не достают?
- Не-а. Мы работаем в глухой тайге и погрузка в составы там же. Так что наш разрез «не опыляет» города.
- Но всё равно вредно дышать угольной пылью во время работы.
- У нас 2-я «сетка». Выход на пенсию в 55 лет при 12,5 лет стажа.
- Значит «пенсионная реформа» вас не затронула?
- Нет. Мы даже какую-то бумагу подписывали…
- Сейчас везде весят объявления, что требуются водители на БелАЗы, а где на них обучают неизвестно. Кстати, как стать «белазистом»?
- Но почему? Есть автошколы, у них свои полигоны для практического вождения. Нужно даже сдать «змейку» вперёд и задним ходом.
- А «колпачки» на каком расстоянии?
- «Колпачки» там не увидишь. Стоят высокие жерди на расстоянии примерно вот отсюда до туда.
Разговор происходил на улице. По указанному ориентиру расстояние составило около 40 м.
- Причём экзамены принимает Ростехнадзор. Кроме обычных есть вопросы по эксплуатации автомашины, техники безопасности. Серьёзный экзамен. Но чтобы только попасть на обучение в автошколу, надо иметь не менее года стажа работы в категории «С» (грузовые автомобили).
- А если судьба не сложится, то с такими правами можно и подаваться в «дальнобойщики»?
- Нет. У нас права категории «А3» с удостоверением тракториста-машиниста с правом работать вне дорог общего пользования.
- Что самое страшное в работе?
Ожидал услышать вроде того, что потерять работу или перевернуться. Но ответ был неожиданным:
- Потерять колесо. Оно стоит 1,5 миллиона рублей. Постоянно надо за ними следить. В жару приходится спускать немного воздух, а то разорвёт.
Мой собеседник произвёл на меня хорошее впечатление. Грамотная речь, ни одного нецензурного слова, опрятный внешний вид с интеллигентным лицом. Как то не вяжется со стереотипом простых «водил», которые за крепким словом далеко не лезут.
Может быть, это и есть молодое поколение рабочего класса?"
Автор: Язва+
Источник: Клуб КП Материал предложил к публикации Язва+